В статье приводятся фрагменты книги Абрара
Гибадулловича Каримуллина «Татары: этнос и этноним»
(Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. – Казань: Татарское
кн. изд-во, 1989. – 128 с.) Татары: этнос и
этноним ИТОГИ НАУЧНОЙ СЕССИИ О
ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАТАР ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «ТАТАРЫ» И КОГО НАЗЫВАЛИ
ЭТИМ ИМЕНЕМ КАК
НАЗЫВАЮТ СЕБЯ СОВРЕМЕННЫЕ ТАТАРЫ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БЫТЕ И КУЛЬТУРЕ БУЛГАР-«ТАТАР» Легче разложить атом, чем
предрассудок. Альберт Эйнштейн ИТОГИ
НАУЧНОЙ СЕССИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАТАР
О происхождении
современных татар существовали в основном три теории, исключающие друг друга.
«Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь
и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждали, что нынешние
татары — конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и
завоевателей-монголов. И, наконец, существовала теория,
согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар,
получившими от монгол лишь их название «татары» (Происхождение казанских
татар. Казань, 1948, с. 3). На основе
сравнительного изучения языка памятников письменности булгар с языком
современных татар известный языковед-тюрколог Л. Заляй
показал полную несостоятельность утверждения отдельных языковедов, считавших
булгарский язык вымершим, и установил, что язык современных татар является
естественным и прямым продолжением языка булгар: «Первый этап формирования татарского
языка относится к булгарскому периоду, что подтверждается наличием прямой
связи современного татарского языка (тем более его различных диалектов), как
лексически, так и грамматически, с языком древних письменных памятников».
Современный татарский язык развивался, формировался «при доминирующей роли булгаро-кипчанских элементов», этих родственных языков
(Происхождение..., с. 88). Главный вывод научного
форума: современные татары по своему происхождению не имеют никакого
отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним
«татары» в отношении их является исторической ошибкой. Положения
Л. Заляя о современном татарском языке как языке —
наследнике языка булгар подтверждены исследованиями Г. В. Юсупова (Введение
в булгарско-татарскую эпиграфику. М., 1960), где дан анализ языка письменных
памятников Волжской Булгарии и Казанского ханства.
Работы Р. Г. Ахметьянова (К
вопросу о природе звуковых переходов в тюркских языках.— Вопросы
языкознания, 1961, № 6), А. Биишева (Соответствие Р//З в алтайских языках.— В кн.: исследования по
уйгурскому языку. Алма-Ата, 1965), Ф. Хакимзянова
(Следы диалектов в языке памятников Волжской Булгарии.— Советская тюркология, 1974, № 4) и другие ещё
раз подтвердили ту истину, что булгарский язык не исчез, что он был диалектом
кипчакского языка и продолжается в языке
современных татар. Казалось, что вопрос о
происхождении казанских татар решен на всех уровнях и аспектах и в дальнейшем
будет навсегда покончено с неверным употреблением этого этнонима. Однако
сила предрассудка, инерции оказалась настолько устойчивой и упрямой, что
фактически и сегодня мало что изменилось в
литературе. В работах ряда историков по-прежнему продолжается отождествление
татар с монголами. Можно сказать, количество таких работ не уменьшилось, а
наоборот, выросло. Такое отождествление встречается больше всего в работах по
общей истории, по истории русского государства, Киевской и Московской Руси,
истории народов СССР. Исключение составляют труды
тюркологов, т. е. специалистов, знающих фактическое положение вещей: язык,
этнографию, культуру, историю татарского народа. Если уж многие ученые,
историки поныне еще не умеют различать историю этнонима от истории народа,
чего же ждать от рядовых читателей. В. А. Никонов с горечью констатирует,
как наши отдельные историки слишком вольно пользуются этим этнонимом, что
вводило и вводит в заблуждение как их
последователей, так и массового читателя относительно происхождения татар и
их истории. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
НАЗВАНИЯ «ТАТАРЫ» И КОГО НАЗЫВАЛИ ЭТИМ ИМЕНЕМ
Происхождение названия
«татары» привлекло внимание многих исследователей. О возникновении этого
названия имеются различные толкования, и до настоящего времени существуют
различные мнения и об этимологии самого слова «татары». Одни выводят
этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение
гора, а «ар» — жителя». (А. А. С у х а р е в. Казанские татары. СПб, 1904, с. 22). Компонент ар, как
известно, встречается в названиях многих народов: болгар, мадьяр, авар,
хазар, мишар, сувар и т.
д. Ар считается словом персидского происхождения в значении «человек».
Тюркское ир — мужчина —
принято отождествлять с ар. При такой этимологии кажется, что этноним «татар»
тюркского происхождения. О. Белозерская (Знание
— сила, 1970, № 7), опираясь на труды по этимологии других авторов,
происхождение названия «татары» связывает с персидским словом тептер (дэфтэр— тетрадь, записанный в список) в смысле «колонист». Этноним,
вернее, микроэтноним типтяр более позднего
происхождения. Этим именем начали обозначать переселившихся из Среднего
Поволжья, из Казанского ханства булгар и других на Урал, в Башкирию в
XVI—XVII веках, и, как видим, ничего общего в этимологии «татар» и «типтяр» нет. Встречаются попытки объяснить этимологию
«татар» от тунгусского слова та-та в значении
«стрелок из лука», «тащить», «тянуть», что также сомнительно. Известный тюрколог Д.
Е. Еремеев происхождение этого этнонима связывает с древнеперсидским словом и
народом: «В этнониме «татар» первый компонент тат можно сопоставить с одним
из названий древнего иранского населения. Как сообщает Махмут
Кашгари, «татами тюрки называют тех, кто говорит на
фарси», т. е. вообще на иранских языках, так как, например, согдийцев он также именует фарсами. Кроме того, татами
тюрки называли и других соседей — китайцев и уйгуров. Первоначальное значение
слова «тат» было скорее всего «иранец», «говорящий
по-ирански», но затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев,
чужаков» (Д. Е. Еремеев. К семантике тюркской этнонимии.— В сб.: Этнонимы.М.,1970, с. 134). В средневековой
западноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами,
Московию параллельно именовали «Тартарией»,
поскольку в свое время как русские, так и булгары
были подданными Золотой Орды. Как и китайцы, средневековая Европа считала
себя центром Земли и культуры, и поэтому западноевропейцы (читай: клерикалы,
церковники, прежде всего) все другие народы считали варварами — тартара-ми! Таким образом, получился заколдованный круг:
слияние идущего из Китая «та-та» и с Запада
«тартар» в одном и том же значении варвара, что способствовало закреплению
этого названия в нарицательном смысле в сознании народных масс Европы.
Фонетическое сходство «та-та» и «тартар» еще более
облегчило это отождествление. В таких «благоприятных»
условиях священникам, официозным идеологам и историкам не стоило особого
труда представить татар варварами, дикарями, потомками монгольских
завоевателей, что привело к смешению в одном названии различных народов.
Следствием этого является, прежде всего, искаженное представление о
происхождении современных татар. Все сказанное в
конечном счете приводило и приводит к фальсификации истории многих тюркских
народов, в первую очередь, современных татар. Выдающийся русский географ и
историк, учитель тюрколога академика В. В. Радлова, упомянутый К. Риттер правильно подметил: «А потому, несмотря на
злоупотребление его (названия «татары».—Л. К.) в
этнографии и географии, где ошибочно перенесено на западных туркских, так на восточных маньчжурских людей
монгольского племени, это название, как обновленное понятие, означает хаотическую
массу народа в стране Центральной Азии, очень трудно изучить их -
исторических и географических описаний сей части света» (К. Риттер. Указ, раб., с. 667). Как
видим, еще в середине XIX века отдельные русские ученые прекрасно сознавали
настоятельную необходимость различения названий монгол и татар от названий
тюркских народов и указывали, что вольное употребление их ведет к искажению
истории, прошлого отдельных народов, затрудняет объективное исследование
истории, культуры, языка, происхождения народов. Вопрос о конкретности
терминов является одним из самых актуальных в любой отрасли знания. Неспроста
ученые пишут, что если бы удалось устранить различное понимание и
толкование отдельных терминов, наука избавилась бы от большого груза, шелухи
антиномии и ее развитие шло бы намного быстрее.
Такого рода явление мы видим и в различном понимании этнонима «татары», ведущего
к различного рода вымыслам, путанице, в конечном счете
к искажению истории происхождения целого народа. О ПРЕДКАХ
СОВРЕМЕННЫХ ТАТАР
Современный народ,
известный под названием татары, или волжские (казанские) татары, является
прямым и непосредственным потомком, наследником волжских булгар. А кто же
сами булгары? Происхождение болгар
разные историки объясняют по-разному. А. Гильфердинг, К. Иречек, М.
Дринов, Н. Золотницкий, Р. Рослер
говорят об уралочудском их происхождении; Ф. Миклоши, А. Вамбери, В. Томашек, Г. Кунн, В. В. Радлов,
И. Мнкола — о тюркском; В. Н. Золотарский,
Ф. Маркварт—о гуннском (следовательно, тоже о тюркском);
Д. Иловайский, Б. М. Флоринский — о славянском; Г. Ценов
— о фракийском. Как отмечает советский историк В. Т.
Сиротенко, ряд этих авторов для доказательства
своих концепций ссылаются на так называемый «Именинник болгарских князей», в
коем они находят болгарские имена, которые толкуют каждый по-своему и
приходят к прямо противоположным выводам (В. Т. Сиротенко.
Основные теории происхождения древних булгар и письменные
источники IV—VII вв.— Ученые записки Пермского гос.
ун-та, т. XX, вып. 4, 1961, с. 6.). (Для
обозначения древних болгар и дунайских мы употребляем форму «болгар», а для
волжских — «булгар».) А. П.Смирнов считал болгар автохтонными племенами
сармато-аланского происхождения, подвергшимися тюркизации
в середине первого тысячелетия нашей эры. К этой концепций близки взгляды и
В. Т. Сирогенко, который считает древних болгар
племенами, входившими а состав сарматоалан,
живших до прихода гуннов на Северном Кавказе, а также между Доном и Волгой.
Со второго века, с приходом в эти районы тюркояэычных
племен, эти болгары, по его мнению, были постепенно тюркизированы.
Н. Я. Мерперт полагает, что древние болгары не
автохтонны, а являются тюркскими племенами, задолго до гуннов, еще в первые
века н. э., проникшими из Азии в Приазовье, Придонье, в Кавказские степи, где они вошли в контакт о сабирами и аланами. М. Майер относит древних болгар к огузским племенам, которые, по его мнению, составили
основную массу населения Волжско-Камской Булгарии.
Имеются и другие взгляды на происхождение древних булгар, которые в той или
иной степени являются вариантами указанных версий. При
всех этих различиях мнений почти все историки и языковеды едины в том, что в
середине 1-го тысячелетия болгары были тюркоязычными
племенами (М. А. Сейидов. Заметки о гуннской мифологии. — Советская
тюркология, 1970, М 2, с. 106). Советский историк Д. Е. Еремеев
допускает проживание отдельных тюркских племен в Малой Азии еще до
образования турецкого народа. О и пишет, что «необходимо сразу оговорить, что
в тезисе об автохтонности турецкого народа есть
доля истины. Турки являются в определенной степени и
потомками населения Малой Азии» (Д. Е. Еремеев. Этногенез турок. М., 1971, с. 21—22). Далее он отмечает, что «уже в III—IV
вв. тюркские племена, бесспорно, представляли собой многочисленных и
постоянных соседей народов Малой Азии, Кавказа и Балкан. Они
проникали в эти области все более и более активно» (Д. Е, Еремеев. Указ, раб., с. 53). Упоминания
Геродота (VI век до н. э.), древних армянских историков о присутствии
тюркских племен в указанных областях в определенной степени дают основание
предполагать, что еще до начала нашей эры в районах Юго-Восточной Европы жили
уже и тюркские племена, а приход в эти районы новых их сородичей не привел к
коренным изменениям в жизни и языке родственных племен, и поэтому слияние их не привело к появлению
совершенно нового этноса. БУЛГАРЫ В
СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
Истории Волжской Булгарии посвящены многочисленные работы, и поэтому
здесь нет необходимости заниматься изложением истории ее развития. Все
историки единогласны в том, что освоение булгарами Среднего Поволжья шло
мирным путем, без военных столкновений. Во всяком случае, нет сведений и
фактов, которые говорили бы о насильственном захвате и освоении края.
Установлено, что и в дальнейшем булгары не вели захватнических войн,
занимались мирным трудом: выращивали многие виды злаковых и бахчевых культур,
сооружали города, снабженные водопроводом, караван-сараи, производили
прекрасные ювелирные изделия, выплавляли чугун, занимались обработкой кожи и
мехов, вели оживленную торговлю со странами Европы, Востока, Юга, строили
мечети, мектетебе... Путешественники сообщают, что в Волжской Булгарии
существовала полная веротерпимость, развивались культура, поэзия, работали мектебе и медресе, были свои ученые, историки, строители
и мастеровые, имелись труды по различным отраслям знаний. Столица Волжской Булгарии являлась центром торговли между Западом и
Востоком. Превращение страны в центр торговли между различными народами
диктовало мирный образ жизни, веротерпимость, от чего зависело благополучие и
расцвет страны. Тесные контакты с
соседними и другими народами, от Китая и Индии до Скандинавии и Западной
Европы, открыли путь к освоению культурных достижений многих народов,
особенно самой передовой культуры того времени— арабской.
Мирный путь развития, отсутствие захватнических войн,
развитие школ, официальное принятие единой религии ускорили консолидацию
булгар как в языковом, культурном, так н в
экономическом отношениях, в быту, нравах, обрядах и обычаях, образе жизни,
иными словами, еще более упрочился этнический сплав. Конечно, после прихода
в Поволжье этнос булгар не остался без изменений, в чистом виде. С одной
стороны, шла дальнейшая нивелировка по сути родственных булгарских племен, с
другой стороны, видимо, происходило смешение, сближение с соседними
финно-угорскими племенами, возможно, частично и со
славянскими. Говорить, что масштабы этого влияния были значительными, мы не
можем. Материалы археологии говорят, что в развитии культуры булгар не
произошло заметных изменений. Это подтверждается и этнографическими фактами,
и языковым материалом, а также антропологией, Поэтому говорить
об изменении в результате этих влияний этноса булгар в заметных масштабах при
возникновении нового этноса нет никаких оснований. В истории трудно найти
народ, в этносе которого не
происходили бы какие-либо изменения. «Как установлено, если не все, то по крайней мере большинство этносов сложилось в
результате смешения различных этнических групп, как пришлых, так и
автохтонных» (Ю. В. Бромлей. Этнос и этнография. М., 1973, с. 104). У одних народов эти смешения были очень
интенсивными, они приводили к возникновению новых этносов, за которым часто
происходила и замена этнонима — названия народа. У других народов такие
смешения были несильными, и они не вносили особенно заметных изменений в их
этнос. В результате подчинения
одного народа другим, уничтожения его самостоятельности, преследования языка, обычаев, обрядов, верований могут
исчезнуть покоренные этносы, влиться в этнос покорителей. В отношении этноса
булгар говорить о таких изменениях нет достаточных оснований. Трудно
допустить, что их этнос изменился заметно за счет финно-угорских влияний, о
чем любят говорить отдельные авторы. Поскольку булгары находились на иной ступени развития,
имели свою государственность. свои
общественные институты, свою письменность,
литературу, школы, официальную идеологию — религию, упрочившиеся
традиции в экономике, культуре, общественной жизни, они меньше всего могли
испытать влияние своих соседей. Нет и фактов, которые
говорили бы о насильственной ассимиляции булгарами финно-угорских
племен, чтобы могли произойти антропологические изменения в этносе булгар. Мы, естественно, не-исключаем, наоборот, предполагаем, что
булгары испытывали влияние и своих соседей, но эти влияния были локальными,
не слишком заметными и не могли существенно
изменить язык, быт, культуру, обычаи, верования, образ жизни, антропология
булгар, что доказано исследованиями историков, археологов, этнографов,
антропологов, живших до и после революции. Видимо, соседние
финно-угорские народы подверглись более заметному влиянию булгар, что
засвидетельствовано и в их языке,
культуре, но, несмотря на это, историки не говорят о
возникновении нового этноса мари, удмуртов и др. Покорение монголами
Волжской Булгарии, а также финно-угорских земель,
также не могло привести к заметному изменению этноса булгар, а также мари,
удмуртов, мордвы, русских. Прежде всего потому, что завоеватели не росли на
их землях, в том числе и в Волжской Булгарии, не находилась с ними в достоянном контакте.
Кроме того, монголы резко отличались от булгар и по языку, обычаям, культуре,
общественным институтам, традициям. Когда монгольские тумени,
проникшие через Иран и Кавказ в Восточную Европу, разбили русско-половецкие
(кипчакские) войска на реке Калке и осенью 1223
года поспали свои разведочные отряды в Среднее Поволжье, булгары наголову
разбили монгольские отряды, и те в панике удрали из окраин Волжской Булгарии. После этого
монголы несколько раз пытались вторгнуться в Волжскую Булгарию и каждый раз бывали
вынуждены отступить, натолкнувшись на отчаяннее сопротивление булгар. Лишь
спустя тринадцать лет монголам удалось покорить Волжскую
Булгарию. «Отложенный на
некоторое время поход этот осуществился в 1236 году, причем к участию в нем
привлечены были князья всех четырех ветвей ханской (чингисханской.—
А. К.) фамилии. От множества воинов, собравшихся на
восточной границе земель болгарских, пишет Джувейн,
земля стонала, и от громады войск обезумели дикие звери и ночные птицы» (Г.
Е. Грумм-Гржимайло. Западная Монголия и
Урянхайский край. Т. 2. Л., 1926, с. 463). Силы были
неравны. Волжская Булгария
пала в ожесточенной схватке. Города и населенные пункты были разграблены,
разрушены, народ понес огромные потери, но не покорился и после поражения. «А затем покорены были аланы, кипчаки, мордва (мокша), буртасы, и, наконец, очередь дошла до русских земель,
завоевание которых закончено было в 1240 году» (Г. Е. Грумм-Гржимайло.
Указ. раб., с. 463). Хотя Волжская
Булгария пала, булгары не примирились со своим
положением и не прекратили борьбу за свою свободу. Поэтому монголы снова и
снова подвергали булгарские земли кровавым нашествиям, разрушениям, грабежам.
В конце концов победила сила. Волжская Булгария, как и Московская Русь, находилась в вассальной
зависимости от Золотой Орды. Монголы не жили в Волжской Булгарии, если не считать
походов карательных отрядов и сборщиков налогов. Поэтому говорить о влиянии
монголов на этнос булгар не приходится, хотя отдельные элементы
антропологического влияния могли иметь место, в такой же степени, как и на
народы других окраин Золотой Орды. Такие элементы смешения не привели к
заметному изменению этноса персов, грузин, армян, осетин, русских,
финно-угорских народов и других, и то же самое мы можем констатировать и в
отношении булгар. Нашествие
монголов на Волжскую Булгарию, последующие их
набеги, а затем возобновление походов ушкуйников и дружин русских князей
привели к тому, что часть булгар начала переселяться в северные районы Камы,
Вятки, на берега Казанки, в местности малозаселенные в те времена, куда уже
задолго до монгольского нашествия начали просачиваться булгары. После похода 1431 года Федора
Пестрого Волжская Булгария уже не смогла больше
оправиться, город Булгар перестал существовать как столица, и с этого
времени усилилась миграция булгар в указанные районы. Что же изменилось
оттого, что часть булгар переселилась в другие районы, где и до них уже жили
булгары, и оттого, что они были вынуждены сменить свою столицу на «Новые
Булгары» — Казань, расположенную чуть больше 100 км севернее от прежней
столицы? Но сути, ничего не изменилось! Основная масса
булгар осталась на прежних местах (Р. Г, Фахрутдинов.
Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии
и ее территория. Казань, 1975, с. 86). Не произошло
замены языка булгар каким-то новым, тем более «татарским» языком, какого
вообще не существовало, тем более в Среднем Поволжье, в районах Казанки,
Вятки, Камы. Не произошло смены письменности, религии, обычаев и верований,
образа жизни, изменений в форме жилищ и одежды и т. п. Во всяком случае, ни
археологи, ни этнографы, ни языковеды, ни антропологи, ни искусствоведы не
находят заметных изменений между культурой Волжской Булгарии,
Казанского ханства и современных татар. С этого времени, видимо, стали
частыми контакты с марийцами, удмуртами, но факты говорят о более сильном
влиянии булгар на них, а не наоборот. «Преемственность
территории Волжской Булгарии и Казанского ханства
прослеживается не только совпадением основных земель этих государств, занятых
булгарами и (так называемыми.— А. К.) татарами. Территориальная
преемственность Волжско-Камской Булгарии и
Казанского ханства находит яркое дополнение в преемственности отраслей экономики
и культуры булгар и казанских татар: пашенного земледелия на широких площадях
с применением паровой системы, развитых международных и внутренних торговых
отношений, прежде всего, по волжско-камской речной системе, аналогии в
градостроительстве, монументальной архитектуре и т. п., лапидарной
эпиграфике, характерной во всем Поволжье для булгар и казанских татар,
сходстве и тождестве ювелирного искусства, орнамента,
предметов быта, орудий труда и оружия, сходстве и продолжении духовной
культуры (письменность, литература, религия), самосознании народа, считающего
булгар своими предками, сохранении легенд и преданий о булгарских временах,
почитании различных булгарских городов, селений и кладбищ...» (Р. Г. Фахрутдинов. Археологические памятники ..., с. 84—85). Специалисты по истории
средневековой Руси хорошо знают, что и после присоединения Казанского, так
называемого «Татарского», ханства русские летописи еще долго его жителей
называли «булгарами, глаголемные казанцами», а цари прибавили к своим титулам и «князя
булгарского», а не «князя татарского», т. е. не смешивали булгар с татарами.
Русь знала монголов и как татар, и как монголов, а затем официозной
историографией задним числом была создана безграмотная конструкция «монголо-татары», поныне не
только здравствующая, более того, расцветающая в исторической терминологии. В период Казанского ханства
общение булгар с соседними финно-угорскими народами, в
также с Московской Русью активизируется. Но не настолько, чтобы это могло
привести к изменению языка, антропологии, обычаев, верований. Эти контакты
носили экономический, военный, торговый, в меньшей степени культурный
характер; Видимо, в этот период шла частичная ассимиляция марийцев, удмуртов
на окраинах Казанского ханства, не насильственная, а естественная, в малых
масштабах. В противном случае трудно было бы объяснить наличие марийских, удмуртских
сел и деревень в окружении татарского населения, жители которых и поныне
говорят на своих родных языках, сохраняют свои обычаи, обряды, культуру,
несмотря на совместное проживание рядом с булгарами в течение многих
столетий. Еще в период Волжской Булгарии часть булгар с разрешения Московской Руси
переселилась в русские земли, служила московскому государству, приняла затем
христианство и слилась с русскими. После присоединения Казанского ханства
отмечается также переход булгар в русские земли, на русскую службу, которые
также влились в состав русского народа. С этого времени начинается и насильственная
христианизация «татар», продолжавшаяся до начала XX века, в результате чего
значительная часть крещенцев также слилась с
русским народом. Из этих булгар, а также
из тюрков, влившихся в состав русского народа в течение XVI—XVII веков, ведут
свою родословную почти четверть русских дворян, что легко можно установить
даже при беглом знакомстве с Бархатной книгой Родословия русских дворян. Хотя
многие из них стремились не афишировать свое тюркское происхождение и
выступали, как правило, под русскими фамилиями, даже сохранившиеся фамилии с
тюркской основой говорят, что таких среди русских дворян было
не так уж мало (См.: Е. П. Корневич. Родовые
названия и титулы в России и слияние иноземцев с
русскими. СПб, 1886; Н. П Загоскин. Очерки
организации и происхождения служилого сословия допетровской Руси. Казань.
1875; К. И. К о з л о в а.
Этнография народов Поволжья. М., 1964; Л. Успенский. Очерки по истории татарского
искусства.— Вестник научного общества Татароведения,
1927, № 7, в. 34—61; Татары Среднего Поволжья и Приуралья.
М., 1967; Серия статей Н. Б. Баскакова о русских фамилиях тюркского
происхождения, опубликованных в различных сборниках по ономастике; В. Isсhboldin. Essays
on Tatar History. New Delhi, 1963; Rocznik Tatarsky. Т.
Н.
Wllno, 1935 и др.). В
указанных работах, а также в воспоминаниях деятелей прошлого и в родословиях
отдельных фамилий отмечено происхождение от «татар», например, таких ученых,
писателей, государственных деятелей, как Державин, Плеханов, Тургенев,
Кантемир, Тимирязев. Рахманинов, Карамзин, Грибоедов, Салтыков-Щедрин,
Бунин, Куприн, Чаадаев, Потебня, Достоевский,
Циолковский, Радищев, Дашкова, Милюков, Панаев, Кугушев, Еникеев,
Утешев, Тенишев, Енгаличев, Шишков, Шаховский,
Мещеринов, Урусов, Шереметьев, Строганов, Аракчеев, Давыдов, Жуковский, Ширинский-Шахматов и др. В дворянских родах, носящих
польские фамилии, встречаются Базаревские,
Соболевские, Кручинские, Халецкие,
Сулькевичи, Бучаикие,
Барановские, Юзифовичи, Адамовичи, Крючковские н др., т. е. те
тюркские люди, которые оказались в России после присоединения
Польши к царской россии (А. Мухлиркии.
Исследования происхождения в состояния литовских татар. Одесса,
1902). Среди русских встречаются даже немецкие фамилии тех по
происхождению тюрков, которые в Польше и Литве получили такие фон-баронские фамилии. Видимо, в
выражении Наполеона «поскреби русского, выскребешь татарина» есть немалая
доля истины. В русском языке имеются многие сотни слов тюркского
происхождения, часть которых вошла еще в период Волжской Булгарии
не только вследствие экономических, торговых, культурных контактов, но и в
результате слияний части булгар с русскими. Еще с древних времен между русскими
и булгарами существовали тесные контакты, которые отразились в обычаях,
обрядах, церемониалах, орнаменте, одежде обоих народов. Эти влияния и
контакты не привели к изменению этноса ни русских, ни булгар, а лини»
обогатили культуры обоих народов. ИЗ ИСТОРИИ
ЭТНОНИМОВ
Этноним — это название
рода, племени, народности, на дни. Он
образован из двух слов: этнос — народ и ном — имя. В любом этнониме
содержится некая характеристика народа, но не всегда она бывает справедливой,
верной. Это зависит от того, кем дано это название, или же от того, является
ли этноним самоназванием или прозвищем. В самоназваниях, в
истинных этнонимах содержится информация о самом народе. Это представление возникает
не просто от самого названия, не произвольно, а на основе непосредственного
знакомства с представителями этого этноса, с историей народа. Реальный этнос
любого народа определяется рядом признаков, как, например, языком, обычаями,
обрядами и верованиями, образом жизни, культурой и т. д. Но не всегда
название народа, его этноним правильно отражает реальный этнос, с другой
стороны, в определении этноса не все из перечисленных его признаков играют
существенную роль. Иными словами — одни и те же признаки данного этноса могут
встречаться в совсем неродственных этносах. Главным признаком этноса считается
язык. Но классификация этносов только на лингвистической основе также не
всегда может быть решающим критерием. Не будем говорить о разных народах,
говорящих либо на английском, либо на испанском,
французском, португальском языках, тут картина ясна любому. Возьмем немцев и
австрийцев, говорящих на одном и том же языке, которые отличаются друг от
друга в основном лишь по самоопределению этих самих народов. Встречаются и
обратные случаи. Норвежцы говорят на двух языках, но не составляют двух
различных этносов, а остаются единым народом. Иногда же у различных народов,
резко отличающихся по языку, имеется много общих признаков в образе жизни,
даже и в культуре. Например, это видно у таджиков, узбеков и у некоторых
других народов Средней Азии, у которых эти общие признаки возникли на основе
географических факторов. Кроме того, обычаи, обряды, верования, образ жизни
не всегда бывают одинаковыми даже у одного народа. Например, формы одежды,
жилища, обряды, образ жизни русских поморов довольно резко отличаются от
таковых, скажем, у донских казаков, имеются и языковые отличия между ними.
Образ жизни дворян, русской аристократии, их обычаи, одежда резко отличались
от таковых у рабочих на демидовских заводах, от крестьян, от разночинцев.
Кроме того, эта аристократия даже пренебрегала и русским языком. Но несмотря на все это, эти группы не составляли отдельных
этносов. Были времена, когда
племена и роды не имели своего имени. Когда они жили изолированно, не знали
других, отличных от себя людей, то и не нуждались в этнониме. Название, как
настоятельная необходимость, возникает при встрече с неизвестными людьми. Уже
на заре человечества, когда еще не было классов, родовой строй знал деление
людей на «своих» — сородичей, соплеменников, и на «чужих». В основном этот «чужой» был его конкурентом, «врагом» (В. А.
Белявский. Этнос в древнем мире.— В сб.: Доклады
"отделений и комиссий..., с. 19). Если между «чужими» устанавливались
миролюбивые контакты, они становились «друзьями». Как отмечают специалисты,
первые этнонимы обычно возникали от таких определений — «чужой», «враг»,
«друг» и т. д. В той же глубокой
древности, наряду с такими определениями, возникает этноним от слова
«человек» и от его производных. Еще тогда при встрече незнакомых людей или
отдельного человека у него спрашивали «кто он такой?». Обычно, не понимая
языка, этот другой человек говорил, что он «человек», а не зверь, и
услышанное это непонятное слово принималось как имя этого человека, как
этноним этого народа. Такие
этнонимы, как «тюрк», «ары» (ныне — удмурты), «ненцы», «эскимосы», «нивхи», «дойч» и др., ведут свое происхождение от этого слова
«человек», «люди», «настоящие люди» (В. А. Н и к о н
о в. Этнонимия.—
В см.: Этнонимы. М., 1970, с. 15—17). Можно
привести еще один, довольно новый пример образования этнонима на этой основе.
В ходе «освоения» Нового Света исчезли многие индейские племена. В конце XIX
века «белые» в Калифорнии около одной бойни натолкнулись на одного индейца,
загнанного туда голодом. Он оказался могиканом
одного индейского племени, истребленного колонистами. Когда у него спросили:
«кто он?», тот, не понимая языка «белых», назвал себя «Иши»,
что в языке его племени означало «человек» (сравни: кеше).
Известный этнограф Т. Кребер,
посвятив-Й1ий свою жизнь изучению культуры индейцев, в дальнейшем установил,
что этот индеец rio своему происхождению и языку
относился к племени яна (Т. Кребер.
Иши в двух мирах. Биография последнего
представителя индейского племени яна. М., 1970) . Ряд этнонимов по своему
происхождению связан с внешними признаками людей, формой их одежды и т. д.
«Черные клобуки», известные нам по истории Киевской Руси, это дословный
перевод тюркского словосочетания «кара калпаки»,—
по их обычаю носить черный головной убор. Племена, живущие на отдельных
островах Океании, получили свое название от европейцев. «Папуасы» означает
«люди с кудрявыми волосами». «Эфиопы» в переводе означает «люди с опаленным
лицом». Этнонимы образовались
от различных основу от вида занятий, места обитания, свойств характера,
родовых знаков и т. д. Так, индейцы бхилы получили
свое название от слова «лучники», племя тактачи в
Турции от рода их занятий — изготовления досок, «скифы» означает род занятий
— скотоводство, «дреговичи»— люди леса, племя народов Калимантана нгаджу — люди гор... Негров в Калахари
(Африка) называют бушменами от английского «кустарные люди», «люди, живущие
среди кустарников». Индейцы «ацтеки» получили свое название от
ритуальных божеств, фигур змей, накрашенных в белый цвет, в языке которых ак означает «белый», цилан —
«змея», из индейского акцилан европейцы произвели
«ацтек». Имеются этнонимы, происходящие от имени предводителей народов, от
названий местностей и т. д. Бывают этнонимы и
идеологического происхождения, в которых выражено оценочное отношение. Так, племена островов Новой Гвинеи получили от европейских
миссионеров названия «намау», что означает
«глупые», поскольку, они не захотели принять христианство, что в глазах
миссионеров, считавших христианство высшим благом, казалось, без сомнения,
«глупостью» и т. д. Тюрков
(кипчаков) в Киевской Руси называли «половцами», «торками»,
а другие, особенно на Западе, знали "их как «куманов»,
а восточные соседи именовали их «кипчаками» и т. д. В истории встречаются
случаи рассмотрения одного народа как два этноса, например, грузинов как «грузинов» и как «георгиев». КАК НАЗЫВАЮТ
СЕБЯ СОВРЕМЕННЫЕ ТАТАРЫ
Страна булгар
называлась Волжской Булгарией. Под этим именем
страна и его народ были известны не только на Руси, но и на далеком Востоке,
в южных странах, в Европе. Несмотря на то, что их сейчас называют татарами,
многие народы и поныне знают их не как татар, а под другими именами,
например, удмурты, их соседи, и сейчас называют их «бигерями»—т. е. булгарами, а казахи «нугаями»
или же северными кипчаками. Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший в 922
году Волжскую Булгарию, пишет, что здесь жили поэты,
ученые, которые к своим именам прибавляли, как фамилию, название своей
страны — Булгари. По свидетельству Ибн Фадлана и других восточных
путешественников, здесь работали еще в те времена историки Якуб ибн Ногман аль-Булгари, Ахмед аль-Булгари,
философ Хамид ибн Харис аль-Булгари и др. До нас дошел памятник литературы
периода Волжской Булгарии «Нахдж
аль-фарадис» (написан в 1357 г.) Махмуда ибн Гали Булгари.
Автором исторического сочинения «Таварихи Булгария» (История Волжской Булгарии), написанной в XVIII веке, был также Хисаметдин Муслими аль-Булгари. Поэт той же эпохи Мавля
Кули имел псевдоним Булгари. В XIX веке, когда в
Казани получило широкое развитие печатание татарских книг, один за другим
появляются сочинения татарских авторов, многие из которых называют себя Булгари. Такое явление продолжается и в начале XX века. В
этот период начинают издаваться учебники, словари, азбуки родного языка,
которые уже называются сочинениями по «тюркскому» языку, хотя наряду с этим
встречаем и употребление названия «татарского языка». Дело в том, что авторы
свои работы, адресованные к русскому читателю, так называемые самоучители,
словари родного языка, вынуждены именовать «татарскими» потому, что русские
к тому времени уже забыли названия «булгары», знали их уже как «татар».
Видный татарский просветитель второй половины XIX века Каюм
Насыри свои учебники по родному языку также
называет «татарскими» именно исходя из такого положения, а в своих исторических,
этнографических, археологических трудах говорит, что «татары» являются прямыми
потомками булгар, и свое происхождение по родословию своих предков выводит
из булгар. Вынужденные считаться с
распространенным среди русских названием «татары», многие авторы помимо
своей воли применяли это название в своих работах, отмечая при этом, что это
название не соответствует их самоназванию, их происхождению. У булгар существовал
неписаный закон — знать изустно своих предков, родословную до девятого
поколения. Многие семьи вели и письменно такую родословную, передаваемую из
поколения в поколение. Эти родословные, составлявшиеся систематически,
показывают непосредственную связь современных татар с булгарами. «Названием
«булгар», «булгари», «булгарлык»
пользовались с XII по XIX век (мы бы сказали: с VIII—IX веков.—А. К.)—сотни старотатарских авторов,
что можно было бы доказать на основе десятка апробированных документов» —
родословий, которые яснее ясного говорят об осознанном понимании народом
своего происхождения и самоназвания (М. А. Усманов.
Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. Казань,
1972, с. 139—140). БОЛГАРЫ,
БАЛКАРЫ, БУЛГАРЫ
Осталась ли какая-то
часть болгар на местах прежнего обитания? Не являются ли балкары и другие
народы Северного Кавказа также потомками древних болгар? Историки и языковеды долгие годы вели спор о языке и происхождении
древних болгар. Оставим этот вопрос специалистам и перейдем к ответу на
поставленный вопрос. Вспомним, Великая Болгария распалась в VII—VIII веках и часть болгар переселилась на Дунай и Волгу. Часть
болгар оказалась и в Малой Азии, арабских странах, где они слились с другими
народами, не образовав своего государственного объединения. Другая часть болгар
Великой Болгарии осталась на прежних местах, но передвинулась под натиском
других народов, в том числе и кабардинцев, глубже в горы Северного Кавказа.
История не знает случая, чтобы большие народы целиком, всем населением
покинули обжитые места, в которых они жили сотни лет, вросли корнями. Чтобы
не быть голословными, сошлемся на свидетельства древних авторов и на
исследования ученых прошлого и настоящего. Венецианский
купец Барбаро, который более 15 лет {1436—1452 гг.)
жил в Тане, в устье Дона, оставил ценные сведения об остатках болгар в этих
районах (Барбаро и Контарини
о России. Л., 1971, с. 5—96). О происхождении
балкар и карачаевцев от древних булгар говорят путешественники и историки,
побывавшие в этих краях в разные времена (Адыги,
балкары и карачаевцы в известиях авторов XIII—XIX вв. Нальчик, 1974, 635 с.). Дореволюционный русский этнограф Н. А. Караулов пишет, что,
по преданию самого народа, они раньше жили на равнине в северокавказских
степях, затем, теснимые кабардинцами, ушли в горные районы, в бассейны рек Черек, Чегем, Баксан, что балкары и карачаевцы «представляют
из себя осколок болгарского народа, жившего на Волге и продвинувшегося по
Южной России до Балканского полуострова». Поскольку здесь
они долгие годы жили изолированно, «они сохранили свой язык в чистоте, куда и
сейчас трудно проникнуть» (Н. А. Караулов. Балкач
ры на Кавказе.— В кн.: Сборник материалов для
описания, местностей и племен Кавказа. Вып. 38, Тифлис, 1908, с. 132—133). Язык карачаевцев и балкар стоит в самом близком родстве
среди всех тюркских народов с языком кипчаков-половцев, современных татар,
ногайцев, башкир и кумыков (Н. 3. Гаджиева. Проблемы тюркской ареальной лингвистики. М., 1975). В языке карачаевцев и балкар
слов аланского происхождения ничтожно мало (X. И. Хаджи-лаёв. Очерки карачаевско-балкарской лексикологии. Черкесск,
1970, 170 с.). К
сожалению, мы часто оказываемся пленниками этимологических эквилибристик,
манипуляций макро- и микроэтнонимами, от чего происходят различные казусы, кривотолки, домысливание истории происхождения отдельных
народов, их прошлого, и на основе которых делаются далеко идущие выводы. Это
в первую очередь относится к этнонимии тюркских народов. Всем известно из
исторических работ, что в южнорусских степях, на Северном Кавказе, Приазовье, Придонье, на Нижней
Волге, в Казахстане когда-то жили киммерийцы и скифы, сарматы и савроматы и другие народы, которые как-то и куда-то
исчезли, испарились без следа, не оставив потомков. Потом в тех же почти
районах появились гунны, хазары, которые также исчезли. В
тех же районах мы видим и печенегов, кипчаков-половцев, которые также
испарились, исчезли ни с того ни с сего, вроде только от болгар что-то
осталось. Если в вопросе о времени появления гуннов и хазар у
историков имеются определенные мнения, то на вопросы о времени появления
печенегов, болгар, половцев-кипчаков в их работах трудно найти ответ. НЕСКОЛЬКО
СЛОВ О БЫТЕ И КУЛЬТУРЕ БУЛГАР-«ТАТАР»
Булгары раньше других народов Европы знали и освоили
чугунное литье, притом лучшего качества (А. В. Арцеховский. Основы археологии. М., 1956, с. 234). Сохранились многочисленные
«предметы особенно высокой техники булгарской металлургии» (А. П. Смирнов,
Волжские болгары. М., 1951, с. 82). Установлено, что в 1377 году они имели огнестрельное оружие (В.
Мавродин. О появлении огнестрельного оружия на Руси.— Вестник
Ленинградского университета, 1946, № 3). Не только в
городах, но и во многих населенных пунктах еще в IX веке работали мектебе
и медресе (А. Ю. Якубовский. К вопросу об исторической топографии Итиля и. Болгар в IX и X вв.— Советская археология, т. X,
М., 1948, с. 270), в булгарских городах чеканились монеты для русских князей
от Дмитрия Донского до Ивана Васильевича (середина XIV— начало XVI вв.) (А.
Успенский. Очерки по истории татарского искусства.— Вестник
научного общества татароведения. 1924, № 7, с. 51).
О высокой культуре булгар имеются и другие многочисленные факты и
свидетельства. Обратимся к свидетельствам очевидцев, представителей русской
национальности о быте «татар» в далеком прошлом. Русские
люди, знавшие татар лично, знакомые с образом их жизни, говорили о культуре
и быте татар совсем другое, резко отличное от выдумок официозной пропаганды.
Даже ярый миссионер Я. Коблов, далеко не симпатизировавший татарам, был
вынужден признать, что «при каждой мечети имеется непременно школа. Школьное
дело у татар очень развито и неграмотных среди них почти нет: школы строятся
на общественные средства и пожертвования». Врач
А. Спасский, проводивший историко-этнографическое обследование татар, пишет,
что татары «очень гостеприимны. Самая лучшая черта их —
гостеприимство», «грамотность среди татар сильнее, чем среди русских»,
«татары живут очень опрятно», «в их доме чистота, печи белят несколько раз в
год, даже в развалившихся хижинах их женщины свое хозяйство ведут в большом
порядке и чистоте», «для дойки коров татарки всегда одевают чистый фартук,
вымя коров моют теплой водой и молоко покрывают чистым полотенцем» (А.
Спасский. Казанские татары. Казань, 1916, с. 16).
Эти строки взяты из диссертационной работы ученого, изучавшего жизнь татар
непосредственно в татарских деревнях. Историк и этнограф начала XIX века, профессор Казанского
университета К. Фукс, также специально изучавший быт и культуру татар,
писал, что они «горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны,
рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны,
вкрадчивого свойства и довольно трудолюбивы... Каждый народ имеет свое хорошее и дурное. Равным .образом
и татары, этот уже более двух веков покоренный и рассеянный между русскими,
народ так удивительно умел сохранить свои обычаи, точно как они жили отдельно»
(К. Фукс. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844, с. 21). КАКОВ
ВЫВОД?
Целью
настоящей работы является не изучение происхождения татар. Если мы коснулись
и вопросов этногенеза, то это было сделано лишь в свете рассмотрения этнонима
«татары». История этнонима не есть история происхождения народа, хотя для
выяснения последнего и этимология этнонима имеет определенное значение.
Этнонимы могут быть ложными или истинными, они могут меняться и заменяться,
может меняться и содержание самих этнонимов. Но для этого не обязательно,
чтобы изменился сам носитель этого названия, т. е. этнос. Подмена одного этнонима
другим, как правило, приводит к различным трудностям, даже осложнениям. В
таких случаях ложно данное имя может привести к прямому искажению истории
народа, его происхождения. Самоназванием
татар Поволжья и Приуралья является «булгары».
Известный советский историк Л. Н. Гумилев указывает: «Одной из пагубных для научного
мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые
будучи некогда высказаны как гипотезы в дальнейшем принимаются как непререкаемые
истины. Сила давности (и традиции.— А. К.) парализует
критику, и ложное мнение укореняется, искажая историческую правду». (Л. Н. Г у м и л е в. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с. 279). Что мы и видим в истории названия
«татары». |